Поль Гоген Таитянские пасторали. 1893  

Поль Гоген (1848-1903) – фр. художник, представитель постимпрессионизма. Специального образования не получил.
Искусство постимпрессионизма не представляет собой единого художественного течения. Оно объединяло группу мастеров, единодушно выступавших против академического и салонного искусства, но творчество каждого носило глубоко индивидуальный характер. Их индивидуальные творческие программы соприкасались в стремлении преодолеть камерный характер живописи, вернув ей масштабы картинного образа, имеющего философский и символический смысл, способного об''единить разнообразные впечатления от действительности, выражать внутренний мир творца.
Особо значительно и ярко Гоген проявил себя в живописи, создав свой образ картины, отличающийся монументальной и декоративной выразительностью, необычностью композиционных решений, как бы подсказанных природой Океании, на фоне которой местные полуобнаженные жители воспринимаются как совершенные создания: так естественны позы его моделей, красивы о органичны движения во взаимодействии друг с другом, природой, таинственностью идолов.
С группой молодых художников, творчество которых отмечено тяготением к символизму, Гоген вырабатывает живописную систему ''''синтетизма'''', используя упрощение и обобщение форм, контурную линию, линейный узор, строгие композиционные построения. Гоген изучал наследие первобытных народов, греческой архаики, Др. Египта, Индии, которое, по его мнению, правдивее и ярче современного искусства воплотило обобщенный образ мира и его вечные ценности.
К числу полотен, созданных не столько в результате реальных зрительных наблюдений художника, но главным образом под влиянием особого настроения, которое охватывает Гогена, живущего одной жизнью с таитянами и подпавшего под власть их поэтических преданий, относится картина ''''Таитянские пасторали''''.
По поводу этой картины Гоген пишет Даниэлю де Монфрейду: ''''Я только что сделал три картины… я думаю, что они наиболее хороши, и так как через несколько дней будет 1-е января, то одну из них, лучшую, я датирую 1893 годом… Я дал ей французское название ''''Таитянские пасторали'''', не найдя на канакском языке соответствующего выражения. Не знаю, почему (все покрыто зеленым чистым Веронезе и такой же чистой киноварью), но мне кажется, что это старая голландская картина или старый ковер. Чему приписать это?''''
Хотя, создавая это произведение, художник подчинялся прежде всего своему интуитивному ощущению природы, тем не менее все в ней говорит о тщательно продуманном замысле. Здесь нет ни одной случайной детали. Все подчинено одной цели – создать единую мощную красочную оркестровку, где мотив свирели является только графическим олицетворением той музыки цветовых соотношений, которая и создает иллюзию таитянской пасторали.
Здесь, как и в прочих своих произведениях, Гоген прежде всего великолепный колорист. Оливково-зеленая трава с красно-рыжей собакой на первом плане отделена широкой полосой глубокого зеленого, почти черного цвета от ярко-желтой зоны, которая, в свою очередь, граничит с ярко-красной, постепенно затухающей и погружающейся во мрак. Сочетания изумрудной зелени фона с розовыми и золотистыми цветами, повторяя в более ослабленном, светлом варианте краски переднего плана, создают ощущение чего-то сказочного, нереального. Употребляя слово ''''фон'''', необходимо оговориться, что в отношении произведений Гогена оно не вполне приемлемо. Пейзаж так органично связан у него с фигурами, что ни тот, ни другие не были бы полноценными, не будь одного из них. Они взаимно дополняют и об''ясняют друг друга. Фигуры, вписанные в пейзаж, сами в какой-то мере являются частью природы, и Гоген вкладывает в них тот же смысл, что и в изображении природы.
Слушая звуки виво (таитянской свирели), на котором играет сидящая за деревом женщина, вторая таитянка, уже сделавшая шаг вперед, вдруг останавливается и замирает. Застигнутая врасплох мелодией, звучащей и в ней самой и в каждом кусочке природы, она сливается с ней в одно целое, оцепенев в раздумье, сковавшем ее движения. Мечтательное и вместе с тем тревожное выражение ее лица перекликается с ощущениями Гогена, которые он описывает в ''''Ноа-Ноа'''' – в главе, названной им ''''Виво''''.
''''Оба жалобные, и вблизи и вдали, поют мое сердце и виво. О чем мечтает он, этот дикий музыкант, на берегу, и к кому доносятся трели его виво?
О чем мечтает оно, такое же дикое, это израненное6 сердце, и для кого, скажите мне, оно в этом одиночестве ускоряет свое биение?.. О это не прохожий, который издали поет свою песню на виво: это мое сердце! Это мое сердце вспоминает при свете луны, которая струится через бамбуковые ветви моей хижины свой мелодичный свет…
Они оба, сердце мое и виво, поют во мне и вблизи и вдали. И я ушел дальше к морю, с воспоминаниями и надеждами, к чудесному морю, гул которого вокруг острова, как непроницаемая стена, прикрывает мое изгнание, и я протягиваю руки к пространству, полному молодости…''''


Оглавление
Главная



Hosted by uCoz