оглавление ИНТЕРПРИТАЦИЯ АРТЕФАКТА ТАБАКЕРКА


1. Термин, обозначающий артефакт его общепринятое название.
Табакерка – коробочка, шкатулка, предназначенная для хранения нюхательного табака.


2. Этимология понятия.
Табакерка (польск. tabakierka, фр. tabatiere)


3. Краткая история артефакта.
Золотая “Орловская табакерка” с пятью миниатюрными эмалевыми портретами была с XVIII века семейной реликвией знаменитых вельмож екатерининского времени графов Орловых. В период гражданской войны она вместе с другими ценностями была вывезена из России Орловыми-Давыдовыми – наследниками “екатерининских орлов”. В настоящее время табакерка является достоянием Аргентины: в составе большой коллекции русского искусства XVIII века ее передала в Национальный музей декоративных искусств в Буэнос-Айресе аргентинка Розарио Зубова, жена графа С.П. Зубова (1881-1968). Портреты, помещенные на табакерке, в России впервые были опубликованы в 1995 году в книге искусствоведа Г.Н. Комеловой “Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века”. Идея заказать дорогую табакерку, скорее всего, принадлежала Владимиру Григорьевичу Орлову. Естественно, этому должно было предшествовать особое событие, каким, несомненно, стала его женитьба в 1768 году на Елизавете Ивановне Штакельберг.


4. Физическая характеристика.
Табакерка представляет собой круглую золотую коробочку. В ее борта, дно и крышку вмонтированы эмалевые портреты.


5. Художественные, конструктивные и эстетические характеристики.
В ее борта вмонтированы четыре эмалевых портрета братьев Орловых: Ивана, Григория, Алексея и Владимира; в дно – портрет пятого брата Федора, а в крышку табакерки – единственный женский портрет. Таким образом, табакерка является как бы представлением семьи Орловых, но самым значимым на ней является портрет молодой фрейлины на крышке. Когда табакерка вкладывалась в золотую коробочку, портреты братьев Орловых скрывались, и на виду оставалось только изображение молодой фрейлины. Не вызывает сомнений, что это миниатюрный портрет Елизаветы Ивановны Штакельберг (Орловой) был помещен на крышке табакерки. Она изображена с фрейлинским шифром (1) на голубом банте, приколотом на обшитую мехом “душегрею”. На ней богатая жемчужная парюра (2) : сетка на пудреных волосах, большие жемчужные серьги и крупные бусы. Когда табакерка вкладывалась в круглую золотую коробочку, скрывавшую портреты братьев Орловых, на виду всегда было только изображение Елизаветы Ивановны. Миниатюра сделана с неизвестного оригинала. Следует отметить, что портретов молодой Елизаветы Штакельберг практически нет, отсюда и сложность в иконографическом исследовании портрета с табакерки.


6. Художественно-эстетическое окружение.
На протяжении всего своего существования дорогостоящая миниатюра на эмали была доступна лишь придворным кругам и определенным слоям высшего общества. Ввиду трудоемкости изготовления эмали на золоте такие табакерки, как правило, заказывались только в особых случаях – в честь памятных дат или событий. Художественно-эстетическое окружение полностью соответствовало данному артефакту, т.к. в семье Орловых всерьез увлекался коллекционированием табакерок только один из братьев – Владимир. Он собрал богатую коллекцию табакерок, перешедшую по наследству к внуку. Собранная графом огромная коллекция книг, картин и гравюр служила в педагогических целях: он воспитывал своих детей и внуков более 50-ти лет. В настоящее время табакерка является достоянием Аргентины: в составе большой коллекции русского искусства XVIII века


7. Что можно рассматривать в качестве текста.
В качестве текста можно рассматривать портрет Елизаветы Ивановны Штакельберг (Орловой), а так же портреты братьев Владимира Орлова. С особой нежностью, относились друг к другу на протяжении всей жизни супруги Орловы. Они познакомились во время путешествия Екатерины II по Волге в 1767 году. Встреча не забылась: через год состоялась его свадьба с двадцатисемилетней фрейлиной Е.И. Штакельберг. Сказались симпатии младшего Орлова ко всему немецкому: его жена происходила из старинного немецко-прибалтийского рода Штакельбергов, говорила и писала, в основном, по-немецки. Елизавета Ивановна никогда, даже в молодости, не отличалась красотой, и поэтому, видимо, долго не выходила замуж. Но у нее был, хороший характер, который пленил графа Орлова.


8. Как это содержание, сообщение определено, в какой форме представлено.
Портрет Елизаветы Ивановны Штакельберг (Орловой) помещен на крышке табакерки. Она изображена с фрейлинским шифром на голубом банте, приколотом на обшитую мехом “душегрею”. На ней богатая жемчужная парюра: сетка на пудреных волосах, большие жемчужные серьги и крупные бусы.


9. Кому адресовано.
В виду того что супруги Орловы прожили вместе сорок девять счастливых лет и взаимная приязнь и особая душевная привязанность помогли им многое пережить, вероятнее всего портреты на табакерке адресованы тем кто как либо был связан с семьей Орловых, а сейчас как память о том, что супруги любили друг друга.


10. Каковы семиотические характеристики текста сообщения.
В качестве семиотического текста рассматриваются пять эмалевых портрета братьев Орловых: Ивана, Григория, Алексея и Владимира, Федора; па так же портрет Елизаветы Ивановны Штакельберг (Орловой); так же материал из которого изготовлена табакерка это золото и дорогостоящая миниатюра на эмали, которая была доступна лишь очень обеспеченным людям.


11. А что можно рассматривать в качестве смысла.
Все это показывает, что граф Орлов очень любил свою супругу, ведь мало того что ее портрет был на табакерке, так это табакерка была выполнена из дорогостоящих материалов. Т.е он показал ей что очень ценит ее (супругу) ведь когда табакерка вкладывалась в золотую коробочку, портреты братьев Орловых скрывались, и на виду оставалось только изображение молодой графини.


12. Каковы функциональные характеристики предмета в системе предметов объекта.
Эта табакерка служила для хранения табака, а так же постоянное напоминание о братьях и супруге и показывала достаток графа, как и многие другие вещи из его коллекции.


13. Кого можно рассматривать в качестве субъекта деятельности, связанного с этим артефактом.
Суб'ектом деятельности можно рассматривать лительщика и художника.

(1) Бриллиантовый вензель императрицы, который фрейлины прикалывали к придворному платью. (2) Набор ювелирных украшений, подобранных как по материалу, так и по цвету и орнаментальному оформлению. Различали большую, или полную, парюру, а также полупарюру. В состав парюры входило очень много предметов. Это могли быть аграфы, фермуары, фероньерки, кольца, браслеты, серьги, броши, запонки и даже пуговицы. Иногда парюрой называли диадему, которую полагалось одевать в особо торжественных случаях.


Используемая литература:
1. Комелова Г.Н.. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. С-Пб, 1995. С. 169.
2. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998.
3. Словарь иностранных слов и выражений М., 2002. Стр 603.

Hosted by uCoz